Симфоническое творчество


Три симфонии 1788 года. В обширном симфоническом творчестве Моцарта (симфонии, серенады, дивертисменты, концерты) высшим достижением являются три последние симфонии, написанные в течение одного лета 1788 года: No 39 ( ми-бемоль мажор ), No 40 ( соль минор ), No 41 ( до мажор ). Несмотря на их хронологическое соседство, они глубоко различны. Каждая из этих трех симфоний достаточно индивидуальна, специфична и представляет собой особый художественный организм с присущим ему кругом образов.

Оркестр Моцарта. Оркестр Моцарта того же типа, что и оркестр Гайдна. Основную функцию исполняет струнная группа, при этом мелодический материал чаще всего поручается первым скрипкам. Контрабасы обычно удваивают партию виолончелей, лишь изредка отделяясь от них. Деревянная группа, состоящая из 2 флейт (в симфонии соль минор одна флейта),2 гобоев и 2 фаготов, используется как для исполнения тематического материала, так и для подчеркивания гармонии и ритма. К кларнетам Моцарт прибегает редко: они имеются в партитуре ми-бемоль-мажорной симфонии. В симфонии соль минор и до мажор кларнеты введены Моцартом позднее, в первоначальных редакциях их не было. Медная группа, состоящая из двух валторн и иногда одной трубы (в симфонии соль минор только 2 валторны), служит лишь для подчеркивания в моментах tutti ритма и гармонических функций.

Симфония ми-бемоль мажор . Основой симфонии ми-бемоль мажор (No 39) является танцевально-бытовая музыка. Все основные темы частей симфонии танцевальны. Но в первой части эта танцевальность перерастает в образы героического плана, во многом предвосхищающие некоторые темы из третьей (<<Героической>>) симфонии Бетховена. Во второй части ( Andante ) размеренное движение и пунктирный ритм темы придают музыке черты маршевости. Танцевальность лежит в основе менуэта и остроумного, юмористического финала.

Немного рекламы: