Опера <<Свадьба Фигаро>>
Краткое содержание оперы Свадьба фигаро
Сюжет комедии Бомарше <<Безумный день, или Женитьба Фигаро>>, как уже было сказано, был выбран Моцартом по собственной инициативе. И комедия Бомарше, и опера Моцарта заключают в себе социальную идею, направленную против феодальных порядков с их продажностью и фальшью. Поэтому комедия Бомарше, вызвавшая столь острую полемику в предреволюционном Париже, была запрещена цензурой в императорской Вене. Правда, в либретто да Понте социальная острота комедии несколько смягчена (исчезла сатирическая сцена феодального суда, изъяты политические монологи Фигаро), что объясняется как цензурными условиями, так и спецификой оперного жанра, но основные сюжетные линии остались, как и противопоставление глупых и развратных господ и умных слуг, одерживающих победу.
Опера <<Свадьба Фигаро>> написана в традициях итальянской оперы- buffa . В этом отношении типичны: сюжет, изобилующий комическими столкновениями, недоразумениями, неузнаваниями, переодеваниями; структура оперы, состоящей из двух действий, завершающихся большими финалами (Четырехактное деление оперы, принятое в некоторых изданиях, не
верно и противоречит традиции оперы- buffa ); не считая финалов, являющихся развернутыми сценами со сквозным музыкальным развитием, опера делится на законченные номера (арии, дуэты, ансамбли), соединенные речитативами <<зессо>> (сухими), исполняющимися в сопровождении фортепиано (в эпоху Моцарта речитативы сопровождал клавесин).
Вместе с тем Моцарт в своей опере вышел за рамки жанра оперы- buffa , создав в ней реалистическую комедию характеров. Каждое действующее лицо оперы получило в музыке свою, присущую ему характеристику. Моцарт обнаруживает здесь бесконечное разнообразие и гибкость приемов, иногда раскрывая то наиболее характерные черты данного героя, то подчиняя их общей драматической ситуации.
Так, в образе Фигаро подчеркивается быстрота и решительность действий, находчивость, сообразительность, активность, ловкость, его арии, речитативы, реплики в ансамблях отличаются подвижным темпом, мужественностью, подчас грубоватой простотой. Образ Сюзанны полон обаяния, женственного очарования, лукавства; музыка, характеризующая Сюзанну, тонко и гибко следует за ее действиями, за изменениями в ее настроении. Музыкальный образ Керубипо проще: в обеих его ариях (Керубино поет женский голос -- меццо-сопрано) он охарактеризован как влюбленный мальчик с пылким сердцем, жаждущий взаимной любви. Сложный образ графа Альмавивы отличается цельностью, несмотря на почти непрерывные переходы от ярости к лести, от угроз к мольбе. Изменчив образ графини: она печальна и грустна, находясь наедине с собой, скорбя по поводу измены супруга; весела, игрива и шаловлива, вступая в союз с Фигаро и Сюзанной против графа. Так же ярки и рельефны музыкальные характеристики Бартоло, Базилио, Марцелины. Несмотря на остроту комедийных положений, вся опера проникнута мягкой, поэтической лирикой.
Опера начинается стремительной увертюрой в темпе Presto . Между увертюрой и оперой нет непосредственных тематических связей. Но по общему характеру и стилю она глубоко связана с действием оперы, развивающимся также быстро и стремительно. Увертюра к опере написана в сокращенной сонатной форме (без разработки).
Главная партия увертюры содержит две темы: первая тема вращается быстро вокруг опорного тонического звука, взлетает на квинту и возвращается к исходному звуку:
Веселая вторая тема главной партии заключает в себе черты фанфарности:
В побочной партии, написанной в доминантовой тональности, есть что-то долбящее, настойчивое (как настойчив сам Фигаро, добивающийся, несмотря на все препятствия, своей цели):
Та же настойчивость ощущается и во втором элементе побочной партии:
Заключительная партия изящна, грациозна и близка музыке, характеризующей Сюзанну:
После небольшой связки сразу наступает реприза, в которой все темы проводятся в основной тональности; кода утверждает эту же тональность на материале главной и связующей партий.
Первое действие, первая картина. Комната в замке графа Альмавивы. Дуэтом Фигаро и Сюзанны начинается первое действие. В начале дуэта их партии контрастны: у Фигаро, измеряющего комнату и произносящего сухие цифры, отрывистые речитативные реплики, лишь подхватывающие концы фраз оркестровой мелодии; у Сюзанны, любующейся собой в зеркало, пленительная в своей изящной простоте, грациозная мелодия:
Но когда Фигаро оставляет свою работу и начинает любоваться Сюзанной, он вторит ее мелодии. Этот дуэт одновременно является сценой с развивающимся действием, в которой вокальная партия Фигаро меняет свой характер в связи с изменением его сценического поведения. Но при этом весь номер сохраняет стройную композицию, объединенную партией оркестра, излагающей вместе с голосами весь тематический материал.
После краткого речитатива следует второй дуэт Фигаро и Сюзанны. Помещение двух дуэтов одних и тех же действующих лиц рядом было нарушением стандартной схемы традиционной оперы. Но в данном случае это диктовалось ходом драматического действия, во имя которого Моцарт отступал от правил. Важно и то, что образы двух главных действующих лиц раскрываются не в их выходных ариях, а в ансамблевых (в данном случае дуэтных) сценах, после которых лишь следует ария Фигаро.
В арии <<Если захочет барин попрыгать>> Фигаро насмехается над графом, подражая галантным манерам барина-аристократа. Поэтому музыка носит характер изящного менуэта, как бы воспроизводя внешний облик графа:
Но вот Фигаро перестает подражать графу и становится самим собой, и музыка снова характеризует его грубовато-веселый нрав:
Быстроте действия оперы способствует частое чередование контрастных сцен. На смену легким, ловким, молодым Фигаро и Сюзанне приходят Бартоло и Марцелина. Ария Бартоло, мечтающего о мести Фигаро, типична для басовых буффонных партий, в ней есть напускная важность. Музыкальные средства арии Бартоло очень просты и традицион-ны: сопоставление больших интервальных скачков (на октаву вниз в данном случае) и вокальной скороговорки с многократным повторением одного звука (типа parlando ).
Музыкальные характеристики отрицательных типов в опере <<Свадьба Фигаро>> более традиционны и односторонни по сравнению с характеристиками положительных героев. Исключение составляет, пожалуй, характеристика графа.
После комической сцены перебранки Сюзанны и Марцелины и ухода последней вбегает юный Керубино. Ария Керубино <<Рассказать, объяснить не могу я>> носит взволнованный, возбужденный характер, что создается быстрым темпом, ритмически остинатным пульсирующим движением в оркестровом сопровождении, повторностью кратких ритмических фигур в вокальной партии, похожих на возбужденную, эмоционально повышенную речь. Мелодия этой арии родственна главной партии первой части соль-минорной симфонии Моцарта.
Так в действие оперы постепенно включаются все персонажи -- каждый со своей индивидуальной характеристикой.
Следующий после арии Керубино музыкальный номер -- трио.
Как и другие ансамбли оперы, трио это -- комическая сцена, во время которой Керубино сидит в кресле, накрытый покрывалом, чтобы граф его не увидел, а граф спрятан за креслом, не желая встретиться с Базилио; но граф вскакивает, когда слышит от Базилио, что Керубино влюблен в графиню. Здесь и начинается трио.
Каждый из участников этого ансамбля сохраняет свою характеристику. Полны гнева, негодования фразы графа, грозящего прогнать Керубино:
Льстивы и подобострастны реплики Базилио -- сплетника и интригана:
Музыка в партии Сюзанны, попавшей в трудное положение, полна волнения:
И все это соединяется в стройный по своей композиции ансамбль, в котором сочетается драматическая действенность и композиционная завершенность.
Первая картина оперы заканчивается знаменитой арией Фигаро <<Мальчик резвый>>, обращенной к Керубино, которого граф в наказание отсылает в полк. Ария написана в форме рондо, что соответствует содержанию текста, неизменно возвращающегося к одной мысли, как к рефрену (<<Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный, Адонис, женской лаской прельщенный, не довольно ль вертеться, кружиться, не пора ли мужчиною быть?>>). В ней выдержан характер живого, бодрого марша, рисующего как активную мужественность самого Фигаро, так и бранную славу, которая ждет юного Керубино в полку.
Маршеобразный характер придают рефрену фанфарные интонации на словах <<не довольно ль вертеться, кружиться>> и пунктирный ритм.
В эпизодах музыка следует за смыслом слов: она грациозна там, где Фигаро советует юному пажу отказаться от духов, помады и цветов (выразительная оркестровая партия с трелями и быстро бегущими вниз гаммами подчеркивает иронический тон арии); она приобретает характер военного марша на словах <<Будешь воином суровым, и усатым, и здоровым>> и дальше. Оркестровое заключение арии представляет собой также бодрый марш с фанфарными звучаниями медных инструментов.
Вторая картина первого действия переносит нас в покои графини, грустящей по поводу измены супруга. Лирическая, полная тоскливого чувства ария графини представляет контраст ко всему предшествующему. Несмотря на мажорный лад ( ми-бемоль мажор ), придающий арии характер светлой, спокойной лирики, нисходящие секундовые интонации с задержаниями, наряду с медленным темпом, вносят элемент грусти:
С появлением Сюзанны и Фигаро, а затем Керубино возвращается безудержное веселье, живой темп и легкость. По просьбе Сюзанны и графини Керубино поет романс <<Сердце волнует жаркая кровь>>, в котором выражена вся нежная страсть влюбленного мальчика. Красота и плавность мелодии сочетается с богатством модуляционной техники; частая смена тональностей в пределах основного си-бемоль мажора еще больше усиливает эмоциональную выразительность мелодии.
Далее следуют: ария Сюзанны, одевающей Керубино в женское платье; трио Сюзанны, графини и графа; дуэт Сюзанны и Керубино, в конце которого Керубино выскакивает в окошко, а Сюзанна запирается в комнате, где только что он был.
Начинается большой финал первого действия, являющийся центральной, узловой сценой оперы. В нем принимают участие все действующие лица оперы (кроме Керубино), постепенно прибывающие. Наряду с нарастанием количества голосов (финал начинается дуэтом, кончается септетом), нарастает и темп.
В финале столкновение противостоящих друг другу действующих сил достигает наибольшей остроты. Здесь нет деления на номера, чередующиеся с речитативами; весь финал-- это большая динамическая сцена со сквозным музыкальным развитием. По структуре его можно уподобить сюите: с появлением нового действующего лица или с поворотом действия меняется и характер музыки, что приводит к следованию друг за другом различных контрастных, относительно завершенных эпизодов, соответствующих данному моменту действия. Внутри эпизодов применяются приемы симфонического развития, идущие от инструментальной музыки.
Начинается финал бурной дуэтной сценой графа и графини. Он хочет взломать дверь комнаты, где, по его мнению, находится Керубино, она умоляет его не делать этого. Это первый эпизод. Фразы графа полны ярости и гнева, фразы графини -- страха и смятения:
Внезапно дверь открывается и из комнаты вместо Керу-бино выходит Сюзанна. Граф и графиня крайне удивлены, Сюзанна иронизирует над графом. Это -- второй эпизод финала, представляющий собой уже трио. Музыка в сочетании с текстом выражает легкую насмешку, смешанную с удивлением (см. пример 80а) .
Сюзанна и графиня в страхе за судьбу Керубино. Это -- третий эпизод финала (см. пример 806) :
Сюзанна и графиня в легкой скороговорке укоряют графа в его безумной ревности:
С появлением Фигаро наступает четвертый эпизод финала. Трио превращается в квартет. Фигаро весело предлагает начать свадебный праздник. Музыка этого эпизода (особенно вначале) воспроизводит игру музыкантов, приглашенных на праздник:
Граф останавливает Фигаро, ехидно задавая ему вопрос о записке, в которой Фигаро предупреждает графа о свидании графини с неизвестным мужчиной. Фигаро притворяется, что ничего не знает о записке, графиня с Сюзанной стараются помочь ему выйти из затруднительного положения. Все это составляет следующий, пятый эпизод финала, музыка которого носит юмористический характер:
Шестой эпизод связан с появлением нового действующего лица: садовник Антонио, неся в руках разбитый горшок гвоздики, взволнованно рассказывает, что из окошка выпрыгнул человек, который упал на этот горшок и разбил его. Граф хочет узнать, кто этот человек. Фигаро, чтобы; выручить Керубино, берет вину на себя. Быстрый темп ( allegro molto ), перебивающие друг друга голоса, вступающие то вместе, то порознь, бурлящие, непрерывные триольные фигуры в оркестровом сопровождении, резкие смены forte и piano -- все это в сочетании со сценической ситуацией создает комическое впечатление:
Комичны нисходящие хроматизмы в том месте, где Фигаро притворяется хромым после прыжка:
Антонио показывает бумагу, которую во время прыжка уронил Керубино. Если прыгнул Фигаро и бумага была у него в кармане, он должен знать ее содержание. На помощь Фигаро приходят графиня и Сюзанна. Они подсказывают Фигаро, что эта бумага -- приказ об отправлении Керубино в полк.
Весь этот эпизод, в котором обыгрывается документ Керубино, представляет собой новый, седьмой эпизод финала. После стремительного темпа предыдущего эпизода с его напористой музыкой, наступает умеренный темп, позволяющий ясно и раздельно скандировать текст, музыка носит вкрадчивый характер:
С приходом Марцелины, Базилио и Бартоло происходит резкий поворот действия и начинается последний, восьмой эпизод финала, представляющий собой септет. Трое посетителей пришли требовать у графа суда над Фигаро, который подписал договор о том, что он вернет Марцелине в срок денежный долг, в противном же случае женится на ней.
В этом последнем ансамбле образуются две противостоящие друг другу группы действующих лиц: на одной стороне Марцелина, Базилио и Бартоло, к которым скоро присоединяется граф, разобравшийся в предъявляемом иске; на другой стороне Сюзанна, графиня и Фигаро. Каждая из этих групп имеет свою (именно групповую) музыкальную характеристику. Все соединяется в стройный ансамбль, темп которого постепенно ускоряется, заканчиваясь prestissimo . Весь заключительный ансамбль напоминает последнюю часть симфонического цикла. Такая аналогия тем более правомерна, что в этом последнем ансамбле дается тональная завершенность: финал действия начинается и заканчивается в ми-бемоль мажоре .
Таким образом, Моцарт сочетает в этом замечательном финале драматичность (гибко следуя в музыке за развитием действия, за всеми его поворотами и изгибами) с логикой собственно музыкального развития, с закономерностями, свойственными инструментальным циклическим формам.
Первая картина второго действия оперы состоит из ряда следующих друг за другом номеров-сцен, каждый из которых является новым поворотом действия. Это -- дуэт графа и Сюзанны, где она мистифицирует графа, назначая ему свидание в саду; ария графа, случайно узнавшего о продел ках Сюзанны, речитатив и секстет после суда над Фигаро, где неожиданно выясняется, что Марцелина -- мать Фигаро, а Бартоло -- его отец; ария графини, тоскующей по поводу измены супруга; дуэт графини и Сюзанны (<<дуэт письма>>), где Сюзанна под диктовку графини пишет графу записку, призывающую его на свидание; хоры, марш, танец речитативы, представляющие собой большую сцену, во время которой графу передано любовное послание, написанное рукой Сюзанны.
Центральными в драматургии этого действия являются секстет и дуэт письма. В секстете участвуют Фигаро, граф, Марцелина, Бартоло, судья дон Курцио, Сюзанна. Как и многие другие ансамбли в операх Моцарта, этот секстет перерастает в сцену с развивающимся действием. Вначале Бартоло и Марцелина нежно обнимают Фигаро, узнав в нем вновь обретенного сына; граф и Курцио удивлены неожиданным поворотом дела. Поэтому здесь два интонационных комплекса, характеризующих, с одной стороны, любящих родителей, с другой -- удивленных свидетелей; первый мелодически рельефен, второй отличается речитативным характером:
Третья музыкальная характеристика появляется с приходом Сюзанны. Сначала происходит недоразумение: Сюзанна, видя Фигаро в объятиях Марцелины, дает Фигаро за мнимую измену пощечину, но узнав правду, становится нежной и ласковой. Эта внезапная перемена тонко передана в музыке. В первом случае партия Сюзанны с острым пунктирным ритмом, энергичными, настойчивыми мелодическими оборотами выражает гнев оскорбленной женщины:
Во втором -- мягкая, плавная, пластичная мелодия выражает полноту счастья:
Так, на протяжении одного небольшого ансамбля разбивается действие, происходит перелом в настроении, что придает ансамблю характер сцены, а не просто законченного оперного номера.
В <<дуэте письма>> сначала Сюзанна под диктовку графини пишет любовное послание графу с вызовом на свидание, а затем, во второй половине дуэта, они обе читают написанное. Здесь нет дифференциации характеристик. Обе женщины преследуют одну цель. Поэтому данный номер представляет собой лирический романс для двух женских голосов с нежной, пленительной мелодией:
Плавная мелодия в шестидольном размере (6/8), равномерное сопровождение, а также движение голосов в терцию во второй части дуэта придают ему баркарольный характер.
Вторая картина второго действия оперы начинается трогательной миниатюрной арией (правильнее было бы ее назвать <<ариеттой>>) дочери садовника Антонио -- Барбарины, ищущей булавку, которую она уронила в траву; этой булавкой было приколото письмо, написанное графу Сюзанной и графиней, ее же Барбарина должна была вернуть Сюзанне по поручению графа. В выразительнейшей мелодии этой арии раскрывается наивно-детский облик девочки:
Вся эта картина (до финала) состоит из одних арий, связанных друг с другом речитативами. Так по очереди сменяются действующие лица, пока, наконец, в финале они все соединяются. Арии Фигаро (его третья ария) и Сюзанны занимают важное место в драматургии действия и вносят новые штрихи в характеристику этих главных героев.
Фигаро, зная о записке, адресованной Сюзанной графу, обуреваем ревнивыми чувствами. В арии (<<Мужья, откройте очи>>) он обращается к мужчинам с предостережением не верить женщинам, бояться их коварства. Строение мелодии, имеющей речитативный характер, настойчиво <<долбящие>> фигуры оркестрового сопровождения, многократные повторения одной короткой интонации, вокальная скороговорка, скользящие хроматические ходы в голосе -- все это выразительные приемы, передающие возбуждение, обиду, горькую иронию и одновременно легкую насмешку.
Сюзанна, переодетая в платье графини, поддразнивая подслушивающего Фигаро, в своей арии призывает графа на свидание. В арии Сюзанны раскрываются новые черты ее образа: уменье хитростью и притворством казаться нежной и мягкой. Эта ария, написанная в ритме сицилианы, представляет собой образец чистой, обаятельной лирики:
Наступает финал оперы, значительно отличающийся от финала первого действия. Там действующие лица постепенно включались в ансамбль -- с появлением каждого действующего лица менялся характер музыки и образовывалась сюитная структура. Здесь же нет такого постепенного увеличения количества голосов; действующие лица приходят и уходят, часто в течение одного музыкального эпизода меняются местами, после дуэта следует квартет, затем соло, снова дуэт и т. д. Лишь весь финал заканчивается общим ансамблем. Музыкальные эпизоды большей частью переходят друг в друга непосредственно, без паузы. Поэтому, если финал первого действия, являясь большой сценой, вместе с тем состоит из ряда отдельных законченных построений, то финал оперы в этом отношении более монолитен.
В нем целый ряд комических недоразумений разрешается, в конце концов, ко всеобщему благополучию и счастью. Недоразумения вызваны тем, что графиня и Сюзанна поменялись платьями, отчего граф и Фигаро не узнают их и принимают одну за другую. Но и Керубино, принимающий графиню за Сюзанну, добивается у нее благосклонности. Это видиг граф, пришедший на свидание с Сюзанной. Он намеревается ударить Керубино, но пощечина достается не Керубино. который успел скрыться, а подвернувшемуся Фигаро.
Таков первый эпизод финала; тема его, как бы изображающая осторожные шаги Керубино, а потом графа, приближающихся к графине и принимающих ее за Сюзанну, носит вкрадчивый характер:
В следующем эпизоде граф, принимая графиню за Сюзанну, объясняется в любви своей собственной супруге, а Сюзанна и Фигаро издали наблюдают эту сцену, причем Фигаро, как и граф, одурачен.
Фигаро остается один, к нему подбегает Сюзанна, одетая в платье графини. Фигаро, считая, что говорит с графиней, докладывает ей об ухаживаниях ее супруга за Сюзанной. Тут же по голосу он узнает Сюзанну, но притворяется и, чтобы ее проучить, говорит ей о своей страстной любви. Возмущенная Сюзанна, думая, что Фигаро обращается с любовными речами к графине, дает ему несколько пощечин, которые он принимает с удовольствием:
Вся эта взаимная игра сопровождается музыкой скерцозного характера, передающей комизм положения (см. пример 94) .
Лишь в моментах любовных признаний Фигаро музыка становится лирически напевной:
Наконец, Фигаро открывает Сюзанне секрет: он узнал любимый, знакомый голос. Оба счастливы и в нежном дуэте выражают свою радость:
Но появляется граф, ищущий Сюзанну. Тут Фигаро, чтобы разыграть графа, с нарочито преувеличенной аффектацией изливает свою страсть мнимой графине. Граф в ужасе сзывает людей, чтобы при всех обличить Фигаро в коварстве и наказать его. Но из беседки выходит настоящая графиня, снимающая маску. Все поражены этой неожиданностью, а граф вынужден просить у своей супруги прощения. Веселым ансамблем кончается опера.
Немного рекламы: