Жизненный и творческий путь
Первая опера. В мае 1767 года, по случаю окончания учебного года в зальцбургском университете, Моцарт написал оперу на латинский текст «Аполлон и Гиацинт», исполненную силами студентов. Знакомый с многочисленными итальянскими операми, которые он слышал в разных странах, Моцарт в этой первой своей опере, написанной в одиннадцатилетнем возрасте, подражал итальянским образцам.
Годы отрочества и юности. Поездка в Вену. В сентябре 1767 года семья Моцартов снова выехала в Вену, где брат и сестра должны были играть по случаю бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским королем. Но на этот раз Моцартам не повезло: эрцгерцогиня умерла от оспы и торжества расстроились. Благодаря стечению и других обстоятельств (свертывание концертной жизни в аристократическом обществе и замена концертов общественными балами) Моцарты в течение зимы 1768 года почти не выступали в Вене публично. Лишь русский князь Голицын, бывший послом в Вене, устроил у себя большую «академию» (так назывались в XVIII и начале XIX века большие публичные концерты) в честь юных артистов.
Опера Моцарта «Мнимая простушка». Во время пребывания Моцарта в Вене его творчество было чрезвычайно интенсивно главным образом в области оперы. По заказу директора венского придворного театра Моцарт в короткий срок (с апреля по июль 1768 года) написал итальянскую оперу- buffa --«Мнимая простушка» (« La finta semplice ») по либретто выдающегося итальянского драматурга Гольдони, переработанное и дополненное придворным поэтом Кольтел-лини. Однако, несмотря на подготовку спектакля, на восторженный прием оперы певцами, с увлечением разучивавшими свои партии, премьера так и не состоялась. Причиной тому были интриги, затеянные против Моцарта. Некоторые профессионалы музыканты, завидовавшие Моцарту, достигшему в двенадцатилетнем возрасте европейской известности, старались помешать постановке оперы. Премьера все больше оттягивалась и, в конце концов, была вовсе отменена.
Моцарт, потративший на сочинение оперы много энергии и труда, был очень огорчен. К этому присоединились материальные трудности: деньги, заработанные во время большой концертной поездки предшествующих лет, были на исходе, зальцбургский архиепископ прекратил выплату отцу его жалованья. Некоторым облегчением явился новый заказ на оперу, исходивший уже не от театра, а от частного лица.
«Бастьен и Бастьенна». Доктор Антон Месмер, по специальности гипнотизер, заказал Моцарту для своего домашнего театра маленький одноактный зингшпиль «Бастьен и Бастьенна». Либретто зингшпиля представляло собой немецкий вариант известной оперы Ж. Ж. Руссо «Деревенский колдун». Это -- несложная история размолвки двух влюбленных и их примирения, устроенного старым крестьянином, притворяющимся колдуном. Жизнь крестьян и крестьянок, данная несколько идиллически, миниатюрные арии и ансамбли народно-песенного склада придают опере характер наивной простоты. В музыке зингшпиля уже слышны мелодические обороты, встречающиеся в произведениях Моцарта последующих десятилетий.
Другие сочинения в период жизни Моцарта в Вене. Так, в двенадцатилетнем возрасте Моцарт был автором двух опер разных жанров -- оперы- buffa и зингшпиля. Ноне только оперы писал Моцарт в Вене. Здесь он написал и три новые симфонии, явившиеся значительным шагом вперед по сравнению с симфониями, созданными в Лондоне. В Вене Моцарт написал еще ряд произведений, в том числе торжественную мессу, которой он сам и продирижировал.
Снова в Зальцбурге. В начале 1769 года семья Моцартов вернулась в Зальцбург, где Вольфганг продолжал занятия контрапунктом под руководством отца. По распоряжению архиепископа в Зальцбурге была поставлена опера Моцарта «Мнимая простушка», которую ему не пришлось увидеть в Вене. Архиепископу опера понравилась, и он присвоил Вольфгангу титул придворного концертмейстера.
Так как при дворе архиепископа культивировалась преимущественно духовная музыка, Моцарт за короткое время пребывания в Зальцбурге написал ряд культовых произведений: две мессы, « Te Deum laudaumus » (в переводе «Тебя, бога, хвалим») для хора и оркестра, офферторий (форма католической службы). Но, будучи придворным концертмейстером, он вынужден был писать для придворных балов менуэты и другие танцы, соединявшиеся в оркестровые сюиты и известные под названиями серенад и дивертисментов.
В сюиту обычно входили два менуэта. Однако, вопреки их непосредственному назначению, эти произведения, темы которых носят явный народно-танцевальный или песенный характер, выходят за рамки развлекательно-бытовой музыки и приближаются к жанру симфонии. Первые части в них -- маленькие сонатные аллегро с контрастными темами и лаконичной разработкой; медленные части напоминают лирический романс, а финалы представляют собой оживленные, веселые рондо.
Поездка в Италию. В декабре 1769 года Моцарты предприняли большую концертную поездку в Италию, где Вольфганг еще не бывал.
Огромный успех сопровождал Моцарта в Вероне и Мантуе, где он показывал свое искусство во всем его поразительном богатстве и мастерстве: сидя за клавесином, Моцарт дирижировал своими симфониями, играл на клавесине и на скрипке, импровизировал сонаты и фуги, а также сопровождения к ариям.
То же повторилось в Кремоне и Милане. Граф Фирмиан (генерал-губернатор Ломбардии) устроил в своем миланском дворце блестящий вечер, на котором он хотел продемонстрировать искусство Моцарта в присутствии изысканного общества. К этому вечеру Моцарт должен был сочинить три арии и речитатив на тексты Метастазио. Убедившись в умении Моцарта писать драматическую музыку, оперный театр в Милане заказал ему оперу для постановки во время рождественских дней. Это была опера- seria «Митридат -- царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto) по трагедии Расина.
Так как в распоряжении Моцарта было 9 месяцев, он мог совмещать сочинение оперы с концертами в других городах Италии. В марте 1770 года Вольфганг вместе с отцом выехал из Милана в Болонью. По дороге он написал свой первый квартет.
Болонья. Занятия с падре Мартини. Болонья явилась важным этапом на пути большого итальянского путешествия Моцарта. В этом городе находилась знаменитая музыкальная академия, наиболее выдающимся представителем, которой был падре Мартини (теоретик, историк музыки, композитор) -- автор преимущественно церковных произведений в контрапунктическом стиле, учитель многих замечательных музыкантов XVIII века. Моцарт стремился усовершенствовать свою композиторскую технику под руководством этого образованного педагога. К каждому посещению Мартини он писал фугу, приводившую мастера контрапункта в большой восторг.
Выступления в Италии. Много выступал Моцарт во Флоренции, Риме и Неаполе. Во всех городах Италии Моцарт посещал картинные галереи, музеи, рассматривал исторические памятники, слушал в театрах итальянские оперы. Тесное и непосредственное соприкосновение с итальянской оперной культурой помогло Моцарту в работе над оперой «Митридат -- царь Понтийский».
В биографиях Моцарта рассказывается случай, свидетельствующий о поразительном музыкальном слухе и памяти юного музыканта. В Риме на страстной неделе Леопольд и Вольфганг Моцарты посетили Сикстинскую капеллу, где исполнялось большое многоголосное произведение Грегорио Аллегри « Miserere » (итальянский композитор палестриновской школы, бывший с 1629 до 1,640 года членом папской капеллы в Риме.).
Это духовное сочинение, написанное для двух хоров, исполнялось два раза в году (на страстной неделе) и являлось монополией собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и распространять «М1зегеге» не разрешалось. Моцарт, прослушавший произведение один раз, придя домой, целиком записал его по памяти, не сделав ни единой ошибки. Так Моцарт способствовал распространению музыки рукописи, считавшейся священной собственностью римского папы.
Моцарт -- член Болонской академии. После Рима и Неаполя Моцарты вернулись в Болонью, где Вольфганг в течение двух месяцев продолжал занятия контрапунктом под руководством падре Мартини. Пребывание в Болонье ознаменовалось важным событием: четырнадцатилетнего Моцарта приняли в члены Болонской академии, чем была ему оказана честь, которой удостаивались очень немногие композиторы.
«Митридат -- царь Понтийский». В Болонье Моцарт закончил оперу- seria «Митридат -- царь Понтийский», поставленную в Милане в конце декабря 1770 года. Сюжет «Митрида та» заимствован из древней истории и основан на борьбе понтийского царя Митридата против римского владычества. В результате успеха оперы Филармоническая академия в Вероне также избрала Моцарта своим членом.
По дороге домой отец и сын посетили Турин, Венецию и Падую.
Немного рекламы: