Симфония No 41 до мажор (Юпитер)
Симфония до мажор , известная под названием <<Юпитер>>, отличается таким же высоким художественным мастерством, как и соль-минорная . Но до-мажорная симфония более объективна, эпична, монументальна. Потому она и получила название <<Юпитер>> (данное не самим Моцартом).
Особенностью этой симфонии является то, что все ее развитие ведет к монументальному финалу, венчающему симфонию, как величественный купол венчает грандиозный собор.
Первая часть (сонатное аллегро) содержит три контрастные темы, имеющие самостоятельное мелодическое значение: темы главной, побочной и заключительной партий. Сама тема главной партии (что нередко бывает у Моцарта) заключает в себе яркий внутренний контраст, она состоит из двух элементов: активного, волевого, направленного через тирату вверх от доминанты к тонике, и мягкой лирической фразы с женским окончанием, наподобие интонации <<вздоха>>:
Эта же тема лежит в основе связующей партии, особенно ее второй элемент, получающий секвенционное развитие. В доминантовой тональности ( соль мажор ) написана побочная партия -- легкая, подвижная, как бы парящая:
В этой теме выделяется начальный восходящий хроматический ход, что подчеркивается длительным первым звуком. Остальная часть темы изобилует короткими звуками, паузами, даже относительно длинный звук в 4-м такте заполнен трелью. Этот же хроматический ход получает еще большую весомость благодаря тому, что он имитируется в 3-м такте в басовом голосе и что из него вырастает хроматическая (частично) последовательность в 6-м такте. В процессе дальнейшего изложения побочной партии в нее вклинивается второй элемент главной партии. Таким образом, как это будет и в пятой симфонии Бетховена, создается единство между контрастными главной и побочной партиями. Это единство подтверждается тем более в следующих тактах, где перед появлением заключительной партии второй элемент главной звучит в уменьшении и развивается секвенционно.
Заключительная партия строится на самостоятельном тематическом материале. Утверждая доминантовую ( соль-мажорную ) тональность, она завершает экспозицию:
Мелодическая самостоятельность и яркость заключительной партии обусловливает ее широкое развитие в разработке; последняя начинается проведением темы заключительной партии в сравнительно далекой тональности ( ми-бемолр мажор ). Такой тональный сдвиг (как и в первой части соль-минорной симфонии ) является стимулом мощной динамики в разработке, интенсивного стремления вернуться к исходной тональности.
Заключительная партия развивается путем вычленения ее последнего отрезка, модулирующего в фа минор, соль минор, ля минор (в виде его доминанты). Восходящие секвенции способствуют интенсивности и динамике развития.
Таков первый раздел разработки. Во втором разделе получают развитие оба элемента главной партии, до установления доминантового органного пункта, постепенно подводящего к репризе. В репризе излагаются все три темы в той же последовательности, но в основной тональности до мажор . Тональная устойчивость репризы полностью компенсирует неустойчивость разработки.
Вторая часть ( Andante cantabile ), как и в соль-минорной симфонии, написана в сонатной форме; это находится в соответствии с драматическим содержанием части, которое ощущается уже в первой теме главной партии, когда в спокойное течение певучей мелодии врываются аккорды forte :
Особенно драматична связующая партия с ее минорным ладом, синкопами, пульсирующими триолями, уменьшенными гармониями:
Связующей партии противопоставляются спокойные побочная и заключительная партии:
В разработке развивается драматическая связующая партия, достигающая здесь большой патетики и напряженности.
Третья часть. Основная тема третьей части (менуэта) имеет общность с темой побочной партии первой части: начальному восходящему хроматическому ходу отвечает нисходящий хроматический ход в теме менуэта:
Это способствует целостности и единству цикла. Начальная хроматическая интонация в дальнейшем подвергается развитию. В данном менуэте между крайними частями и средней частью (трио) нет ладотонального контраста.
Завершает симфонию финал, демонстрирующий поразительное полифоническое мастерство Моцарта. По форме этот монументальный, величественный финал представляет собой сочетание сонатного аллегро с тройной фугой (в фуге три темы). Основная тема финала изложена вначале гомофонии, являясь основной темой главной партии. За ней также гомофонно излагается вторая тема главной партии:
На этих темах строится фуга, представляющая в сонатной форме финала связующую партию. В эту фугу входит и третья тема:
Собственно лишь первая тема проводится по всем правилам экспозиции фуги; другие же две темы сразу излагаются в виде стретто:
В побочную партию также включаются вторая и третья темы фуги:
Все три темы фуги широко развиваются в разработке, объединяющей функции сонатно-симфонической разработки и фуги, в которой одна из тем дается и в основном виде и в обращении.
В коде контрапунктически соединяются все четыре темы: три темы главной партии, составляющие фугу, и тема заключительной; соединяются они по правилам двойного и тройного контрапункта.
Вся эта сложность контрапунктического письма отнюдь не производит впечатления <<сухой учености>>. Напротив, в основе музыки лежат живые человеческие интонации, выразительная музыкальная речь. Все средства полифонии и контрапункта нужны были Моцарту для создания монументальной, величественной концепции, каковой и является вся симфония, в особенности ее финал.
* * *
Концерты. В жанрах симфонической музыки Моцарта важная роль принадлежит его концертам для различных инструментов с оркестром (для фортепиано, скрипки, духовых инструментов). Концерты Моцарта -- существенная область не только в творчестве самого композитора, но и в истории жанра инструментального концерта вообще. Пожалуй, не было почти ни одного инструмента, игравшего в ту эпоху самостоятельную роль в сольной концертно-виртуозной практике, для которого Моцарт не писал бы концертов. Во всех случаях он чрезвычайно развивал и обогащал виртуозные и выразительные возможности данного инструмента.
Драматургия моцартовских концертов основана на контрастном противопоставлении трех частей: драматического или лирико-драматического сонатного аллегро с двумя экспозициями, медленной, певучей, лирической средней части и рондообразного финала, претворяющего жанровые элементы. Но и внутри отдельных частей обычно заключен драматический контраст: между главной и побочной партиями в первой части, между рефреном и эпизодами в финале и т. д.
Среди многочисленных концертов Моцарта выделяются фортепианные -- ре минор, ля мажор, до минор ; скрипичные-- ре мажор, ля мажор, в финал которого включена яркая жанровая народная сцена венгерско-цыганского характера. Все это гениальные шедевры концертно-симфонической музыки.
Немного рекламы: