Опера <<Волшебная флейта>>

Краткое содержание оперы Волшебная флейта

В последней своей опере <<Волшебная флейта>>, написанной на немецкий текст, Моцарт возвращается к жанру зингшпиля с разговорными диалогами. <<Волшебная флейта>> -- это сказка, имеющая философско-этический и гуманистический смысл, заключающийся в победе света над тьмой, разума и добра над суеверием и злом. Положительное, светлое начало

воплощено в образе мудрого волшебника Зорастро; отрицательное, злое -- в образе Царицы Ночи. Но для преодоления зла и достижения идеала нужно пройти ряд испытаний, которым подвергаются Тамино и его постоянный спутник Папагено.


<<Волшебная флейта>>, по сравнению с другими операми Моцарта, имеет более прямые, непосредственные связи с венской народной комедией. Музыка, характеризующая Папагено, обнаруживает чрезвычайную близость к австрийской и немецкой народной песне:

Той же наивной простотой отличается комический дуэт Папагено и Папагены в финале второго действия. Все это составляет одну линию оперы.

Другая линия выражена во взаимной любви Тамино и Памины. Их арии полны мягкого лирического чувства, задушевных, певучих мелодий.

Третья линия связана с образом мудреца Зорастро, его слуг и жрецов. Здесь в музыке господствует строгая, возвышенная, светлая хоральность. Такова известная ария Зорастро <<О ты, Изида и Озирис>> или оркестровое вступление ко второму действию (глюковский по характеру музыки <<Марш жрецов>>).

Наконец, четвертая линия характеризует мир тьмы и зла. Это особенно ярко чувствуется в знаменитой второй арии Царицы Ночи <<В моей груди пылает жажда мести>>, имеющей <<демонический>> характер. В колоратурах этой арии выражена ярость гневной фурии, мстительной и беспощадной, жаждущей уничтожить Зорастро.

Все линии, перекрещиваясь и переплетаясь, образуют в своей совокупности стройное музыкально-драматическое целое.

Увертюра к опере вводит в основной круг ее образов. Написана она в сонатной форме с медленным вступлением, носящим значительный, серьезный характер. В нем есть торжественное величие, характеризующее светлое царство мудрости:

 

Вступительные аккорды, как бы призывают к восприятию чего-то очень важного, значительного. Подобного рода торжественные аккорды прозвучат между экспозицией и разработкой allegro увертюры и в начале второго действия, где Зорастро и жрецы обсуждают вопрос о судьбе Тамино и Памины.

Allegro увертюры является симфоническим обобщением всего содержания светлой, жизнерадостной сказки и отличается своеобразной структурой: главная и побочная партии основаны на одной и той же теме, но побочная партия иначе изложена в смысле фактуры и тональности (побочная партия в тональности доминанты). Кроме того, тема главной партии изложена имитационно-полифонически, в виде фугато (С аналогичным примером сочетания сонатного аллегро и фугато мы встретимся в финале симфонии Моцарта до мажор (<<Юпитер>>)).

 

Такое постепенное наслоение голосов и усиление динамики создает впечатление растущей радости, прибывающей энергии. Разработка строится на развитии основной темы сонатного аллегро, которая утверждает себя - в основной тональности в репризе и в коде.