Камерное и клавирное творчество

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов, с участием фортепиано и без него, для одних струнных и для струнных с духовыми инструментами).

Квартеты. К лучшим квартетам Моцарта принадлежат шесть квартетов, посвященных Гайдну (1782--1785). Написанные в период между <<Похищением из сераля>> и <<Свадьбой Фигаро>> (в годы личного сближения с Гайдном), эти квартеты отмечены зрелостью художественного мастерства и впечатляющей силой эмоциональной выразительности. Общей чертой всех квартетов является развитая и тонкая полифоническая фактура, активное участие всех четырех инструментов в изложении и развитии тематического материала, при господстве первой скрипки как ведущего инструмента в ансамбле.


Подобно трем последним симфониям Моцарта, каждый из; его <<гайдновских>> квартетов обладает своим индивидуальным обликом. Весьма отличны друг от друга, например, квартеты ре минор и до мажор : квартет ре минор -- лирически задушевный, эмоционально, открытый, с драматически экспрессивными первой частью и менуэтом, в котором контраст-пая середина ( trio ) напоминает бытовой венский лендлер, с песенным финалом, написанным в форме вариаций; квартет до мажор -- монументальный, величавый, с необычайно-смелым в гармоническом отношении вступлением к первой части (модулирующие секвенции, переченья, хроматизмы). До мажорный квартет относится к ре-минорному примерно так, как до-мажорная симфония (<<Юпитер>>) к соль-минорной .

Клавирное творчество. В клавирном творчестве Моцарта (сонаты, вариации, фантазии, рондо) особенно выделяются сонаты и фантазии, написанные в первой половине 80-х годов. В этих произведениях Моцарт, творчески развивая традиции Иоганна Себастьяна и Филиппа Эммануила Бахов, а также Гайдна, достигает глубины и силы драматической выразительности, близкой к бетховенской патетике. Замечательным примером может служить Фантазия до минор , предшествующая сонате до минор .