Жизненный и творческий путь

Лоренцо да Понте. Последующее оперное творчество Моцарта в значительной степени связано с именем Лоренцо да Понте, либреттиста трех опер Моцарта, написанных на итальянские тексты: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» и «Так поступают все». Получив образование в духовной семинарии, да Понте принял сан аббата. Но в его характере и в отношении к жизни не было религиозного смирения. Жизнерадостный, энергичный, темпераментный человек, он предпочитал светскую деятельность молитвам и посту. В Вене он занимался преимущественно писанием либретто для опер серьезных и комических.


Встреча его с Моцартом и взаимное сотрудничество привели к появлению величайших созданий гениального композитора. Моцарт в течение нескольких лет не писал опер (если не считать маленького зингшпиля «Директор театра» и неоконченных оперных сцен «Каирская гусыня»). Моцарг перебрал большое количество сюжетов, но ни один не соответствовал его сильно возросшим идейным требованиям. Под давлением влиятельных аристократов -- сторонников итальянской оперы -- условия для постановки национальной оперы были затруднительны. По этому поводу Моцарт с возмущением писал одному из своих друзей: «Был бы хоть один-единственный патриот у руля, все выглядело бы иначе. Но тогда, возможно, так хорошо взошедшие ростки национального театра могли бы достичь расцвета: а ведь это было бы вечным позорным пятном для Германии, если бы мы, немцы, вдруг всерьез начали по-немецки думать, по-немецки действовать, по-немецки говорить и даже по-немецки петь».

«Свадьба Фигаро». Не имея возможности поставить оперу на немецком языке, Моцарт вынужден был обратиться к жанру итальянской оперы- buffa . Но его перестали удовлетворять обычные сюжеты со стандартными, много раз повторявшимися в разных вариантах комедийными положениями. Совместно с да Понте, Моцарт, наконец, решил остановиться на второй части трилогии Бомарше «Свадьба Фигаро», поставленной незадолго до того (в 1784 году) в Париже. Комедия Бомарше в условиях Франции накануне буржуазной революции 1789 года сыграла огромную роль в разоблачении феодально-аристократических порядков и явилась революционным знаменем в руках третьего сословия. И Моцарт обратился к этой комедии по собственной инициативе, без заказа театра. Тем более это поразительно, что комедия Бомарше была запрещена цензурой в Вене. Правда, в либретто да Понте социальная острота комедии несколько сглажена, но все же главное сохранилось -- противопоставление развратных господ-аристократов и умных, ловких, симпатичных слуг.

Обращение Моцарта к подобному сюжету говорит о нем как о передовом художнике, ответившем своим творчеством на самые волнующие и передовые устремления своей эпохи.

Внешне опера «Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы- buffa , но по музыкально-драматическим новаторским принципам она представляет собой новое явление в истории музыкального театра XVIII века. Развивая принципы, которые уже были заложены в «Похищении из сераля» и намечены в более ранних операх, Моцарт создал в «Свадьбе Фигаро» реалистическую комедию, в которой каждое действующее лицо имеет свою индивидуальную, присущую ему музыкальную характеристику, богатую и многогранную, раскрывающуюся с разных сторон на протяжении всей оперы в зависимости от сценической ситуации.

1 мая 1786 года состоялась в Вене премьера «Свадьбы Фигаро». Вначале опера встретила восторженный прием публики. Но неприязнь императора и придворных кругов к новшествам Моцарта сказалась на судьбе оперы: как и «Похищение из сераля», она после нескольких представлений была снята с репертуара венского театра. Однако музыка «Свадьба Фигаро» приобрела огромную популярность. Знаменитая ария Фигаро «Мальчик резвый» распевалась и разыгрывалась на улицах Вены, в кабачках и ресторанах, в садах и парках.

Для гениального композитора наступило тяжелое время. В первые годы жизни в Вене Моцарта приглашали различные вельможи и меценаты, щедро оплачивая его выступления. Теперь же эти приглашения и заказы на произведения становились все реже, что объяснялось разными причинами: непониманием творческих помыслов Моцарта, недоверчивым отношением к его новаторству, интригами со стороны ряда влиятельных музыкантов, видевших в Моцарте опасного соперника.

Моцарт был лишен даже самых необходимых средств для сносного существования его и семьи (жены и детей). Имея долги, он подвергался притеснениям со стороны кредиторов. Пользуясь доверчивостью, мягкостью и житейской неопытностью Моцарта, издатели его обманывали, а иногда и попросту обкрадывали.

Большим событием для Моцарта был громадный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге, где эта опера приобрела значение классического шедевра и вошла в постоянный репертуар театра. Дирекция пражского оперного театра предложила Моцарту написать оперу на сюжет по собственному выбору. Это предложение имело большое значение для Моцарта, оно временно избавляло его от материальных затруднений.

«Дон-Жуан» в Праге. Вместе с да Понте Моцарт перебрал множество сюжетов, и, наконец, они остановились на знаменитой легенде об испанском дворянине Дон-Жуане. Впервые эта легенда получила драматическую обработку у испанского драматурга XVII века Тирсо да Молина; затем к ней обращались Мольер (XVII век) и Гольдони (XVIII век). На этот сюжет написана опера второстепенным итальянским композитором Гаццанига. В XIX веке образ Дон-Жуана привлек Байрона, Ленау, Пушкина и других поэтов.

Опера Моцарта на текст да Понте явилась самостоятельной обработкой этого же сюжета. Начал он сочинять оперу в Вене, а заканчивал в Праге в непосредственном общении с театром и артистическим персоналом. Пребывание Моцарта в Праге было счастливым. Там его ценили и понимали, он много и с громадным успехом выступал, слушал чешскую народную музыку, с большим увлечением работал над «Дон-Жуаном», который вызвал восторг исполнителей. Премьера «Дон-Жуана» в Праге состоялась 29 октября 1787 года.

Как оперное произведение «Дон-Жуан» -- высшее достижение Моцарта. Если «Свадьба Фигаро», при всем ее новаторстве, примыкает к жанру оперы- buffa , а «Похищение из сераля» -- это зингшпиль, то «Дон-Жуана» уже нельзя отнести к какой-либо определенной жанровой категории. В отличие от предшествующих драматических трактовок этого сюжета, в которых преобладали рассчитанные на внешний эффект грубоватые остроты Лепорелло, бесконечные любовные похождения Дон-Жуана, в конце увлекаемого чертями в ад, то в «Дон-Жуане» Моцарта и да Понте мы встречаемся с серьезной возвышенной трактовкой. Образы командора, донны Анны и донны Эльвиры достигают большой трагической силы. Вместе с тем и буффонное комедийное начало в образах Лепорелло, Церлины, Мазетто выступает достаточно выпукло и рельефно. В образе Дон-Жуана, полном жизненной энергии и огня, сочетаются в единстве оба начала--трагическое и комическое. Таким образом, опера «Дон-Жуан» представляет собой синтез и взаимопроникновение высокой музыкальной трагедии и оперы- buffa . Сам Моцарт назвал ее « Dramma giocosa » (веселая драма), желая тем самым подчеркнуть драматическую сущность оперы.

В музыкальных характеристиках действующих лиц Моцарт развивает линию «Свадьбы Фигаро». Музыкальные характеристики получают не только герои оперы сами по себе, но и их взаимоотношения. Так, в музыке, рисующей любого героя, соприкасающегося с Дон-Жуаном, отражается характеристика Дон-Жуана. Это одно из средств достижения сквозного музыкально-драматического развития при традиционном делении на законченные номера. Сквозного развития Моцарт достигает и другими средствами: непосредственными переходами от музыкального номера к речитативу и, наоборот, созданием больших сцен, свободно построенных в соответствии с ходом драматического действия. Такими сценами сквозного развития в «Дон-Жуане» являются: интродукция первого действия, секстет второго действия и оба финала. Все сказанное дает основание говорить о «Дон-Жуане» как о психологической музыкальной драме.

В мае 1788 года, после блестящей пражской премьеры, «Дон-Жуан» был поставлен в Вене. Но там его приняли холоднее. После возвращения Моцарта в Вену снова началась полоса материальных невзгод. Только в конце 1788 года, после смерти Глюка, занимавшего должность камерного музыканта при императорском дворе, Моцарту было предложено это место. Но император использовал Моцарта лишь как сочинителя танцев для придворных балов и маскарадов, за что платил ему ничтожное жалованье.

Три последние симфонии. В течение лета 1788 года Моцарт написал три свои последние величайшие симфонии: ми-бемоль мажор, всю проникнутую танцевальными ритмами и интонациями; лирико-драматическую -- соль минор, самую популярную из симфоний Моцарта, по своей задушевности и лирической взволнованности представляющую собой уникальное явление в симфонической музыке XVIII века и предвосхищающую многое в романтическом симфонизме XIX века; монументальную симфонию до мажор (получившую название «Юпитер») с грандиозным финалом, сочетающим сонатную форму с тройной фугой. В этих симфониях уже полностью решена проблема единства и целостности симфонического цикла.

Материальное положение семьи Моцарта не улучшилось. Нечеловеческая перенапряженность в работе, постоянные материальные невзгоды угнетали, приводили в отчаяние великого композитора и постепенно подтачивали его организм. Чтобы облегчить свое положение, Моцарт предпринимал концертные поездки. Но они приносили ему мало дохода. Заказов на оперу давно не было.

«Так поступают все». Лишь в начале 1790 года в Вене была поставлена новая опера- buffa Моцарта « Cosi fan tutte » («Так поступают все») на либретто да Понте, написанная в необычайно короткий срок по заказу венского театра. Опера «Так поступают все» по сравнению со «Свадьбой Фигаро» и «Дон-Жуаном» ничего принципиально нового не вносит. По своей проблематике она даже является менее значительным произведением, чем обе предшествующие оперы Моцарта, несмотря на очарование музыки и мастерство музыкальной драматургии. Но если в идейном отношении эта опера уступает «Свадьбе Фигаро» и «Дон-Жуану», то по яркости и индивидуальной конкретности музыкальных характеристик, по психологической тонкости и мастерству ансамблевого письма она развивает принципы моцартовской музыкальной драматургии. Премьера оперы в январе 1790 года прошла со средним успехом.

Эта веселая опера Моцарта с рядом забавных сценических ситуаций находилась в резком несоответствии с судьбой самого композитора, его материальные дела находились в тяжелом состоянии; редкие выступления не обеспечивали необходимого жизненного минимума.

«Милосердие Тита». В это время ему на помощь снова пришла Прага. Летом 1791 года по случаю коронования Леопольда II королем Чехии Моцарту была заказана опера-seria «Милосердие Тита» на либретто Метастазио. Однако постановка этой оперы не вызвала особенного энтузиазма, да и в творчестве Моцарта, несмотря на музыкальные красоты, она занимает второстепенное место и не вошла прочно в репертуар театров. Самый жанр оперы-seria на мифологические или древнеисторические сюжеты, как и тип либретто, созданный Метастазио, к концу XVIII века уже изжил себя. Для Моцарта «Милосердие Тита» явилось в значительной степени вынужденной обстоятельствами работой.

«Волшебная флейта». Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта» -- одно из величайших созданий его гения. По предложению Шиканедера, желавшего постановкой оперы на сказочно-волшебный сюжет поправить свои пошатнувшиеся дела, Моцарт принялся за «Волшебную флейту». Шиканедер, создавая либретто оперы, использовал поэму-сказку Виланда «Лулу», подвергнув ее значительным изменениям, которые осуществлялись в процессе совместной работы Моцарта и Шиканедера. Так, волшебник Зорастро, первоначально задуманный в соответствии со сказкой Виланда как олицетворение злой силы, превратился в мудрого носителя светлого начала; и наоборот, добрая фея и страдающая мать превратилась в Царицу Ночи -- символ тьмы, зла и коварства. Но при этом была полностью сохранена гуманистическая идея сказки, привлекшая Моцарта: борьба добра и зла, света и тьмы и торжество добрых, светлых сил. Несмотря на детскую наивность сюжета, отсутствие логической мотивировки в развитии действия, в «Волшебной флейте» в сказочной форме воплощены передовые морально-этические идеалы, близкие Моцарту. Поэтому Гете высоко ценил либретто «Волшебной флейты» и даже сделал попытку написать его продолжение.

Моцарта привлекала также возможность снова обратиться к жанру зингшпиля. «Волшебная флейта», завершая развитие австрийского зингшпиля в XVIII веке, одновременно содержит в себе предпосылки немецкой романтической оперы, зародившейся в начале XIX века.

В «Волшебной флейте» нашли отражение некоторые идеи масонства, религиозно-этического течения, к которому принадлежал Шиканедер и отчасти Моцарт, в последние годы жизни написавший несколько масонских кантат. Моцарт, чуждый мистической стороне учения масонских лож, не разбиравшийся в их политических интригах, воспринял и отразил передовые стороны масонства: стремление к всеобщему братству и любви, победу света и разума над мраком.

И все же содержание «Волшебной флейты» не сводится к масонству, оно гораздо шире, и в нем не отразилась мистическая сторона масонского учения. Опера эта представляет собой глубокую философскую сказку; в музыке ярко противопоставляются образы света и тьмы, с гениальной психологической проникновенностью выражены чувства любящих друг друга Тамино и Памины; не менее ярки простодушно-комедийные образы Папагено и Папагены -- подлинных персонажей австрийско-немецкого народного театра. Так в оперном творчестве Моцарта на вершине его мастерства сохраняются связи с национальным народным театром, а персонажи сказки становятся живыми людьми, наделенными определенными индивидуальными чертами.

Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта (30 сентября 1791 года). Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на «Реквием» при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в черное, заказал «Реквием» и скрылся. Моцарт его больше и не видел. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно уже испытывая недомогание, он воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее все это объяснилось: странный посетитель оказался посланным графа Вальзег цу Штуппах, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с «Реквиемом» Моцарта.

«Реквием». С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за «Реквием» -- свое последнее произведение, -- сочиняя его одновременно с «Волшебной флейтой». Моцарту не удалось закончить «Реквием»: работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил «Реквием», используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.

«Реквием» -- одно из величайших созданий гениального композитора. Написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, он по своей музыке не соответствует требованиям богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека.

Скончался Моцарт в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 года (на 36-м году жизни). За несколько часов до смерти он напевал песенку Папагено («Известный всем я птицелов») из «Волшебной флейты». Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери, который, действительно, завидовал гению Моцарта, и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют,-- она основывается лишь на устных данных, в частности на том, что будто сам Сальери, умирая, будучи уже в состоянии психического расстройства, сознался в убийстве Моцарта. Все это еще не дает научных оснований для подтверждения страшного преступления. Поэтому многими музыковедами факт отравления Сальери Моцарта оспаривается.

При трагических обстоятельствах проходили похороны Моцарта. Из-за отсутствия материальных средств у его осиротевшей семьи великий композитор похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное место его погребения до сих пор неизвестно. В день похорон разыгралась непогода, и никто из родных и близких усопшего не дошел до кладбища. Убитая горем вдова Моцарта Констанца не в состоянии была выйти на улицу. Так тихо, незаметно был похоронен великий гений, музыка которого доставляет столько художественной радости человечеству.

страницы: 1  2  3  4  5  6